Руки дракона
Игорь Кручик
Грани плюс (23-29.11. 20 05)
23.11.05
Идеал сатиры вообще и карикатуры в частности - смехом превращать в прошлое сегодняшнее зло.
Открытие 18 ноября вернисажа всеукраинского конкурса "Коррупция и право в карикатурах украинских художников" в Украинском доме, разумеется, сопровождалось брызгами шампанского и фейерверками смеха. Однако вызвали его не только произведения изобразительного искусства. Когда прозвучала свежая информация о восстановлении в должности Генпрокурора Станислава Пискуна, художники и зрители встретили сообщение, как заранее заготовленный для смеха "рояль в кустах".
Но готовы ли они стремительно и остроумно изображать такие вот зигзаги нашей политической действительности? Хорошо и то, что добрались, наконец, до одной из "вечных" трудно искореняемых тем - коррупции. И небезопасных. Ведь сатирические наезды на взяточников никогда не числились желанными на страницах украинских СМИ. Однако теперь, когда сводки МВД пестрят количеством пойманных коррупционеров и гигантскими размерами зафиксированных взяток, очень кстати подключилась и "полиция сатиры".
Самый популярный мотив участников конкурса карикатуристов-антикоррупционеров - Фемида, нарисованная в каком-нибудь извращенном ракурсе. То у нее на чаше весов вместо аргумента - пачка долларов, то глазная повязка подозрительно приподнята, а на рисунке Александра Монастырского она вообще изображена в виде надувной резиновой куклы из секс-шопа.
Еще один бродячий сюжет - переходящие конверты с "лавэ", а также загребущие руки. На вернисаже - тьма конечностей, хватающих, как правило, американские доллары (очевидно, любимую валюту коррупционеров). Есть и трёхрукие персонажи, и четверорукие, и даже множественнорукий Дракон (худ. Александр Костенко).
Надо отметить, что темы для карикатур в наших масс-медиа часто возникали как результат кампанейщины, указки сверху. И посему бывали мелкими, скоропортящимися, смехотворно-саморазоблачительными. Вспоминаются, например, крокодильско-перчанские карикатуры, бичующие "стиляг" - любителей модно одеваться, или "коротковолновыхушанов" - ночных слушателей западных радиоголосов... Глядя на казенную сатиру, хотелось не смеяться, а плеваться.
В этом смысле нынешняя выставка "Коррупция и право" отличается, прежде всего, тем, что организована она "снизу" - общественной организацией самих карикатуристов, многие из которых трудятся в ведущих украинских изданиях. Тема коррупции, что называется, "достала" всех - от шофера до Президента. Вернисаж поэтому радует не только гигантским замахом, но и зачастую актуальной точностью сатирического попадания. Например, на рисунке обладателя главного приза Дмитрия Скаженика (Мариуполь) - металлургический комбинат в окружении трех гигантских наперстков. Весьма внятно прочитываемая коллизия украинской приватизации.
Однако до сходства с настолько же узнаваемыми персонажами, деятели карикатурного цеха, увы, снисходить не очень любят. Там же, где в рисунках наметилось портретное сходство, сюжеты оказались беззубы и некритичны, а то и комплиментары: например, мэр в виде Архангела или "леди Ю", летящая на помеле, и т. п.
Однако общий настрой работ вдохновляет. Эти остроумные композиции можно рассматривать долго, раздумывая о злобе наших дней. И о том, что же есть искусство карикатуры: угождение вкусам? Эстетический протест? Заработок? Служение обществу? Выставка хороша тем, что позволяет задаться также вопросом: а с чего, собственно, начинается пресловутая коррупция?
Остроумных - и тематически острых, и при этом содержательно умных - карикатуристов в нашей стране мало. К сожалению, их можно сосчитать по пальцам. Именно таким подсчетом регулярно занимается известный карикатурист-теоретик и практик, организатор и глава жюри этой выставки Владимир Казаневский - сам лауреат многих международных конкурсов карикатуристов, автор монографии "Искусство современной карикатуры".
Радует, что среди лауреатов - и замечательный художник "Граней плюс" Олег Середа. Представленные им работы выполнены в совершенно иной манере, чем та, в которой он выступает в нашем еженедельнике. Если в "Гранях плюс" его кистью водит суровая конкретика политической повседневности, то на вернисаже увидели "совсем другого Середу" - стремящегося к аллегории художника-философа.
Настоящая карикатура - не щекотание подмышек. Идеал сатиры вообще и карикатуры в частности - смехом превращать в прошлое сегодняшнее зло.