Харизма по-украински и ее рутинизация
А.Вольф
"2000" (25.11.-01.12.2005)
25.11.05
Методика прихода Виктора Ющенко к власти и утверждения в ней была сформулирована еще 100 лет назад.
"Да вы, батенька, харизматик!" — подобное высказывание в свой адрес хотели бы, наверное, услышать немало политиков, да и вообще публичных людей из других сфер деятельности. А все потому, что на обывательском уровне понятие "харизма" подразумевает некую притягательную силу, данную свыше, обладатель которой исключительно благодаря этому фактору (без учета человеческих, деловых и профессиональных качеств) способен обаять, околдовать, повести за собой массы народа. В Украине яркими харизматиками принято считать, например, Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко, немало поклонников которых вряд ли способны рационально объяснить свой выбор — "нравятся — и все тут".
Тем не менее, несмотря на кажущуюся условность этих рассуждений (нечто вроде астрологии — занимательно, но не очень серьезно), под них подведена солидная научная база. Основоположником здесь стал немец Макс Вебер (1864—1920) — многогранный исследователь, оставивший солидный след в целом перечне наук.
Именно он внедрил в социологию термин "харизма", определив ее как "незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем".
Современная наука "ужала" эту дефиницию: "Харизма — это способность влиять на людей посредством позитивной социальной мотивации. Где под позитивной социальной мотивацией подразумеваются все социальные средства стимуляции личности, свободные от принуждения".
Однако Вебер не "изобретатель" харизматичности как таковой— до него это сделала христианская церковь. Богословы раннего Средневековья уделяли данному вопросу немало внимания и в конечном итоге сошлись на том, что харизма — это "Дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения". При этом под "Даром" подразумевается некий талант (врожденные данные), дающий возможность индивидууму максимально и без особых усилий реализоваться в той или иной сфере жизнедеятельности.
Ученый не стал спорить с теологами — по его мнению, харизма является центральной категорией, как в социологии религии, так и в социологии власти. Нас же интересует последнее и, безусловно, в привязке к украинским реалиям — хотя бы на примере того же Виктора Ющенко.
Попытаемся вывести "теорему" его харизматичности либо же опровергнуть ее, основываясь на тезисах, сформулированных Максом Вебером.
I. Существует три "чистых" типа харизматиков — пророк, военный герой и демагог.
Президент Украины, если судить по стилистике его высказываний (особенно — еще в статусе лидера оппозиции), хотел бы быть пророком, но не является таковым хотя бы потому, что оказался неспособным даже на "краткосрочные" пророчества — все как-то идет не так, как он публично предрекал.
И уж точно Виктор Андреевич не тянет на военного героя — по причине отсутствия необходимого условия — участия в боевых действиях.
Остается только демагог, что в переводе с греческого означает "вождь народа". Вполне достойная изначальная характеристика на протяжении веков претерпела столь серьезную трансформацию, что теперь стала едва ли не ругательством и подразумевает человека, "манипулирующего массами путем призывов, обещаний, лозунгов, лишенных реального обеспечения".
Во времена Макса Вебера (а это каких-нибудь 100 лет назад) смысловое наполнение понятия "демагог" было почти таким же. Что подтверждается, скажем, Энциклопедическим словарем Блокгауза и Ефрона (начало ХХ века):
"Демагог, греч., 1) в Древн. Греции народный вождь. 2) Оратор, пользующийся инстинктами толпы для приобретения влияния и авторитета..."
К Виктору Ющенко оба этих определения можно отнести без особой натяжки. Манипулирование массами налицо — факт, который опровергнуть трудно. И осуществлялось оно как раз с помощью призывов, обещаний и лозунгов, подавляющее большинство которых были лишены каких бы то ни было оснований. Свое влияние и авторитет он завоевывал как раз "пользуясь инстинктами толпы" — больше опираться ведь фактически было не на что...
II. Цель харизмы — объединение общины или последователей.
И этот момент присутствует в полной мере — имеется и "община" ("Наша Украина", а ныне — НСНУ), и "последователи" в лице рядовых избирателей.
III. Высшим типом повелителя является вождь, повинующегося — ученик.
Ни для кого не секрет, что Вождь — одно из заочных прозвищ Виктора Ющенко, которое широко использует его окружение. И появилось оно, надо полагать, не на пустом месте — Президент своим поведением, манерами и мировоззрением должен был заслужить подобный "титул". Правда, чем дальше, тем чаще определение "Вождь" по отношению к Виктору Андреевичу носит плохо скрытую ироничную подоплеку.
Что касается повиновения, то достаточно взять интервью любого из ближайших соратников главы государства, чтобы убедиться: все они прилежные ученики своего Вождя, который является для них высшим авторитетом во всем и по определению безгрешен. Например:
"На то он и Президент, чтобы решать судьбу страны с теми людьми, которые ему больше подходят для этого. Это его право" (экс-министр культуры и туризма Оксана Билозир, "Главред", 26.10.05).
"Президент Украины, естественно, имеет роскошь как соглашаться, так и не соглашаться со своими советниками" (народный депутат, советник Президента Борис Беспалый, "Столичные новости", №31. от 16.08.05).
"Считаю, что только мудрость Президента и его способность объединять политические структуры как раз и послужит тому, что будет создано большое идеологическое объединение вокруг Президента Украины" (председатель Волынской ОГА Владимир Бондарь, "Главред", 20.09.05).
Вроде и правильные по сути заявления, но по форме — сплошное верноподданничество, точнее "ученичество"...
IV. Сила харизмы основывается на вере в вождя, поэтому зависит от признания его выдающихся способностей со стороны учеников или последователей. Вера и признание считаются обязанностью, которую повелитель требует от окружения. За их отсутствие следует наказание.
Тут пример очевиден: те из соратников Ющенко, чья вера в Вождя пошатнулась, либо те, кто не демонстрирует ему должной признательности (или хуже того — симпатизирует какому-нибудь другому яркому политику из бывшего единого лагеря, скажем Юлии Тимошенко), "расплачиваются" должностями. Всю осень мы имеем возможность наблюдать за соответствующим процессом.
V. Харизма всегда одновременно авторитарна и революционна. Она направлена против традиции.
Ющенко выстраивал методику борьбы за президентскую должность на простом противопоставлении: старая (т. е. на момент выборов — традиционная) власть — плохая, новая в моем лице — будет хорошая.
Добился он своего с помощью имитации революции, для которой стал живым воплощением. Но не единственным — народ фактически на одну планку с ним поднял Юлию Тимошенко. За что последняя, собственно, и поплатилась — в истории с ее отставкой Президент в первый (но, судя по всему, не в последний) раз проявил свою авторитарную (от латинского auctoritas — власть, влияние) сущность, которая не обязательно является врожденной чертой и может быть приобретена под влиянием обстоятельств, к примеру под угрозой потерять власть либо из боязни быть меньше любимым (в последнем случае — все равно, идет речь об общественных или семейных отношениях).
VI. Харизматическая легитимность — правомерность господства, основанная на признании выдающихся личностных качеств вождя. В ее рамках харизматик-демагог подрывает существующий порядок на основе провозглашаемого им же самим революционного естественного права.
Снова обратимся к опыту президентских выборов-2004, когда любое действие оппозиции, противоречащее действующему законодательству, оправдывалось как раз некой высшей целесообразностью с апеллированием к чаяниям народных масс, хотя последние в своих политических предпочтениях были разделены приблизительно поровну.
С этого оранжевые события начались (наличие большого количества людей на Майдане без разрешения на то городских властей столицы, что противоречило правовым нормам), этим и закончились (решение Верховного Суда, определившего не предусмотренное ни одним законом переголосование, или же "третий тур").
Исходя из вышеизложенных пунктов, Виктора Ющенко, наверное, все-таки стоит считать харизматиком. Однако характеристика эта была бы неполной без упоминания о том, что харизма согласно Веберу — явление не постоянное, и ее нужно периодически "штопать". В противном случае она или сильно "обвиснет", или же исчезнет совсем.
Ученый считал, что "последователи слушаются повелителя лишь на протяжении того периода, когда он действительно совершает чудеса или убеждает в них, подтверждаются его уже высказанные откровения или провозглашаются новые и более увлекательные, выигрываются сражения и тому подобное. Но как только повелителя покидает его бог или массы утрачивают веру в героическую силу и качества вождя, его власть низвергается".
Дабы этого избежать, соответствующим образом подбирается "свита", или же "аппарат управления харизматического лидера, выполняющий его приказы и не дифференцированный в зависимости от компетенции, иерархического уровня, денежного содержания, карьеры и т. д."
При этом решения свитой "принимаются не по установленным законом или традициями правилам, а от случая к случаю в зависимости от действующего откровения, то есть иррационально".
Неудивительно, что окружение Ющенко действует строго в рамках этих предписаний — как только вера общества в Президента дала трещину, тут же были сменены персоны в его "ближнем кругу", и новые советники (не по официальному статусу, а по факту своего реального положения) начали срочно "лепить" иной образ лидера: он стал выглядеть более жестким и менее публичным.
Что тоже соответствует взглядам Вебера, согласно которому "типологически имеются только три возможности сохранить господство харизмы на долгое время, однако они обладают единым основным свойством: нужно прекратить революционный пафос и заложить новую традицию".
В нашем случае подходит первая возможность: "Превратить вождя в основателя нового властвующего рода, то есть сформировать новую аристократию".
Термин "аристократия" заменим на "элита" и увидим воочию современные украинские внутриобщественные процессы.
И заключительный этап, который, по Веберу, закрепляет власть человека, получившего влияние и авторитет с использованием "инстинктов толпы", — это "рутинизация харизмы", состоящая в том, что "харизматический лидер проводит институционализацию и бюрократизацию деятельности, которая первоначально представляла собой вызов существующему статус-кво".
Подобные явления в Украине тоже присутствуют, пребывая пока что в начальной стадии. А дальше, после того как власть Ющенко "окостенеет", "обслуживание" его харизмы прекратится, и она будет "выброшена" за ненадобностью.
Но ведь кто-то ее может и подобрать...