Виктору Ющенко задали половой вопрос
Коммерсантъ
06.03.06
Женское в персонаже Ющенко проступает благодаря вытянутым победно двум пальцам правой руки.
Накануне Международного женского дня галерея L-Art представила новый проект Александра Ройтбурда "Мужское_женское_начало". За переплетением начал наблюдала Елена Рыбакова.
То, что за неполный месяц Александр Ройтбурд дважды выставляется на Андреевском спуске (тремя неделями раньше его цикл "Танго" представило "Ателье Карась"), в галерее L-Art называют случайным совпадением. И лукаво добавляют, что такая случайность – лучшее подтверждение того, как, препарируя наше перенасыщенное стереотипами сознание, художник попадает в самую точку.
В новой экспозиции основные персонажи те же, что в "Танго",– "мужчина, напоминающий Виктора Ющенко" и "женщина, напоминающая Юлию Тимошенко". Совсем недавно Александр Ройтбурд уверял, что это просто мужчина и женщина вообще, и любое их сходство с реальными лицами случайно. На этот раз, кажется, ему действительно можно верить: смысловой стержень цикла – сама идея сходства, неразличения мужского и женского начал, а главные герои проекта – идеальные мужчина, напоминающий женщину, и женщина, похожая на мужчину. Разумеется, ничего политического: сходство – всего лишь цитата, взятая напрокат у классиков. Женское в персонаже Ющенко проступает благодаря вытянутым победно двум пальцам правой руки (без двуперстного креста суриковской боярыни Морозовой здесь явно не обошлось). Кого "цитирует" по-мальчишески сгорбленная в поклоне перед занудной старой черепахой героиня Тимошенко, понятно любому, кто хоть раз смотрел детский фильм о Буратино: представлять мужское начало в хрупкой красавице с гимназическими рукавами-фонариками художник поручил кукольному деревянному неучу с пылким сердцем.
Такое слияние мужского и женского – конечно, крайний случай, особо выразительный на фоне культурной нормы. Ее у Ройтбурда воплощает окружение главных персонажей – идеально женственные гейши, созданные, чтобы нежиться и соблазнять, и самураи – квинтэссенция закаленной в битвах суровой мужественности. Принцип изображения здесь тот же, что и на полотнах, представляющих лиц, которые отдаленно напоминают персонажей украинской политики. Модели не просто контрастируют с пейзажем или предметными атрибутами – они откровенно выламываются из исторической конкретики фона (возлежащие на террасах версальского парка или в таежном лесу узкоглазые японки, средневековые гейши, кокетливо стягивающие европейское белье образца 1960-х годов, хмурые самураи в Гатчинском парке и Петергофе, владениях Екатерины и Петра). Классический пример механизма деконструкции в действии – картина, открывающая экспозицию, где томные восточные красавицы в пляжных шортах с прическами в стиле Брижит Бардо нежатся на замшелых бревнах, за которыми открывается шишкинское "Утро в сосновом лесу", известное народу по конфетным оберткам "Мишки на севере".
В этом калейдоскопе лишается достоверности любой культурно-исторический код, а найденная было "норма" мужского и женского оказывается такой же фикцией, как укорененные в массовом сознании мифы о "загадочном Востоке", "диком Западе" или "русском ХIХ веке". Единственной исторической реальностью, не до конца скомпрометировавшей себя перед лицом культуры, остается для Ройтбурда, по-видимому, эпоха Петра Великого. Петр и был первым деконструктором-постмодернистом, смешавшим Восток с Западом, а значит, и мужское с женским – первым гермафродитом нового времени, идеальным героем масскульта и идеальным политиком, если придерживаться постмодернистской логики. Поэтому своего любимого "персонажа, напоминающего Виктора Ющенко" художник усаживает на петровского коня и оставляет висеть над бездной – в самом выгодном для героя ракурсе перед не самыми легкими выборами.
Хотя проект "Мужское_женское" совсем не о предвыборных метаниях электората в поисках наиболее авторитетного (наименее запятнанного) политика. Он скорее об экзистенциальных метаниях современного человека в поисках наиболее авторитетного текста (картины), который можно объявить реальностью. И об иллюзорности любых усилий этот текст отыскать.