НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА    НОВА ВЛАДА
 
Цитатник
Початок | Відставники | Особисте | Оціночні судження
Персона

Игорь Лиховой, министр культуры и туризма Украины: "У министров Украины — век короткий"

Юлия Перепечаенко,

Бизнес,

13.02.06

Игорь Лиховой: "Я думаю, что нам прежде всего нужно создать полноценную Госслужбу кинематографии".

Игорь Лиховой возглавляет Министерство культуры и туризма Украины чуть более 100 дней. История его назначения достаточно интересна. Еще в январе 2004-го тогдашний министр культуры и искусств Юрий Богуцкий уволил Игоря Лихового с должности генерального директора Шевченковского национального заповедника в г.Каневе. Официальной причиной увольнения было обвинение в неосвоении бюджетных средств, выделенных на подготовку торжеств по случаю 190-летия со дня рождения Тараса Шевченко. Однако поговаривали, что на самом деле увольнение было вызвано открытой поддержкой директором заповедника блока "Наша Украина". Так или иначе, но суд восстановил Игоря Лихового в должности, которую он занимал с 1989 г. А еще через год Президент назначил его министром культуры и туризма, сразу же после отставки прежнего министра — Оксаны Билозир. После назначения Игорю Лиховому удалось добиться увеличения финансирования для комплектования книгами районных и областных библиотек, выполнить бюджет почти на 100%, а также выделить в отдельные структуры Государственную службу туризма и курортов и Государственную службу кинематографии как правительственные органы управления. Из наиболее значимых событий в деятельности Минкульттуризма можно отметить инициированное им постановление Кабмина об обязательном дублировании "piдною мовою" зарубежных фильмов, причем уже с 1 сентября нынешнего года на украинском языке будут выходить 20% фильмокопий каждого иностранного фильма. О дальнейших планах мы решили расспросить лично Игоря Лихового.

— С какими проблемами вы столкнулись, когда пришли работать в Министерство? "Наследство", которое досталось от прежнего министра, вас устроило?

— Ну, чем-то меня удивить сложно — я ведь не новый человек в системе Министерства культуры. Попал в эту систему еще в советское время. 16 лет руководил одним из национальных учреждений (Шевченковским национальным заповедником в г.Каневе. Кстати, первым получившим этот статус в Украине — Ред.). Так что особых сюрпризов для меня не было. Проблема на самом деле у нас одна. По структуре Министерство культуры — это советское министерство. Так было пять и десять лет назад, так есть и сейчас. Деятельность этого учреждения не отвечает требованиям времени. И меня это очень беспокоит.

— Что вы вкладываете в понятие "советское министерство"?

— Например, у нас очень ярко выражена одна негативная тенденция — местные органы культуры перекладывают свои проблемы на центральный орган. Многие стремятся получить статус национального — заповедника, музея, театра — и этим полностью переложить на государство свои обязанности по содержанию и финансированию. Чтобы изменить ситуацию, необходимо провести административную реформу и четко определить сферу компетенции. Это серьезная проблема.

— То, что Министерство культуры должно заниматься еще и вопросами туризма, на ваш взгляд, улучшит ситуацию в туристической отрасли?

— Очень хорошо, что мы получили эту отрасль в управление. Хотя многие деятели культуры, депутаты, журналисты скептически отнеслись к этому. К сожалению, мало кто понимает, что туризм может помочь познакомить людей с нашей культурой. Приведу простой пример. Когда я был студентом, был очень популярен внутренний туризм. Люди знакомились с новыми местами, посещали там театры, музеи, выставочные залы. Таким образом формировалась убежденность, что у нас великая страна, которой мы можем гордиться. К сожалению, у нас подросло целое поколение, которое не знает, к примеру, историю сечевых стрельцов, УПА и т.д. Такого не должно быть. Музейные коллекции в Украине — одни из лучших в Европе. Но кто их видел? Не хватает финансирования для нормального содержания музеев, заповедников. К тому же музеи у нас достаточно пассивные, работа в них построена по принципу "вот к нам придут и посмотрят". А нужно уметь продавать свой продукт. То же самое можно сказать о театрах и картинных галереях. Так что внутренний туризм для нас является приоритетным. Но, конечно, мы не собираемся в связи с этим ограничивать развитие выездного или въездного туризма.

— А как вы планируете способствовать развитию внутреннего туризма?

— Пока еще даже не назначен глава Госслужбы туризма и курортов. Даже не утверждено положение об этой службе. Вы спрашиваете, в чем трудности? Да вот в этом. Положение подготовлено, оно находится в Кабмине. После его принятия уже можно будет говорить о туризме более детально. Но могу сказать, что мы планируем предоставлять помощь станциям юных туристов. Сейчас они подчинены Министерству образования, но мы тоже хотели бы оказывать им существенную поддержку. К тому же нам необходимо провести инвентаризацию материальной базы туристических объектов, которые принадлежали профсоюзам, предприятиям, оценить состояние территорий курортов и пр.

— А что, до сих пор инвентаризация не была проведена?

— Нет. Только сейчас к этому подходим. Мы должны оценить то, что имеем. К сожалению, предыдущие структуры на уровне государственной политики этим не занимались.

— Что реально вам удалось сделать за 100 дней пребывания в должности?

— В течение 2005 г. в Министерстве культуры и туризма я стал третьим по счету министром. Это достаточно отрицательный рекорд. Первоочередная задача состояла в том, чтобы получить предусмотренное бюджетом финансирование, разблокировать счета и погасить накопившиеся долги подведомственных организаций и учреждений. За это время нам удалось выполнить бюджет на 94%.

— Каков объем финансирования?

— Прошлогодний бюджет — 566,3 млн. грн., что в 1,5 раза больше, чем в 2004 г. На этот год нам выделено менее 0,5% из общего государственного бюджета. По нашим оценкам, было бы чудесно иметь хотя бы 2%. Но у нас, к сожалению, только 0,5%. Из этих денег нам удалось выделить почти 20 млн. грн. на приобретение книг для районных, областных библиотек. Это достаточно высокий показатель. В прошлом году было также проведено много интересных акций — Год Украины в Польше и Год Грузии в Украине, конкурс "Евровидение", 35-й Международный кинофестиваль "Молодость", фестиваль "Открытая ночь". Более чем в 2 раза были увеличены объемы финансирования кинопроизводства и распространения фильмов.

На что пойдут эти деньги?

— На завершение проектов, начатых в предыдущие годы, и на новые проекты. Вы знаете, что актер Жерар Депардье приезжал недавно в Украину, посещал киностудию им. А.Довженко, изучал ее технические возможности...

— Он не упал в обморок в первом же павильоне?

— Нет, вроде бы (смеется). Я был, к сожалению, на заседании правительства, не смог его сопровождать. Депардье приезжал по поводу совместного фильма "Тарас Бульба". Уже утвержден сценарий, но еще нет режиссера, продюсера, актерской группы. Не исключено, что сценарий будет дорабатываться. На самом деле, 50 млн. грн. на съемку фильма — это не такие уж и большие деньги. Для съемок качественного фильма этих средств, может, и хватит, но нужно профинансировать еще и масштабный медиапроект, чтобы выйти с картиной на зарубежный рынок. Ведь более половины средств, вложенных в картину, обычно идет на рекламу.

— Я так понимаю, что на другие кинопроекты денег уже не хватит?

— Нет, почему? Мы активно будем поддерживать дебютные проекты молодых режиссеров, операторов, сценаристов. Практика показала, что можно потратить небольшие деньги и получить приз в Каннах.

— Есть идеи, как привлечь для проектов Министерства внебюджетные деньги?

— Очень сложный вопрос. К сожалению, до сих пор не принят закон о меценатстве. У нас есть хорошая программа по возрождению замков и дворцов Украины. Это то, что может привлечь туристов, в том числе из-за рубежа. В СССР в этих замках были расположены военные части, тюрьмы, туберкулезные диспансеры, т.е. они были исключены из перечня культурных объектов. Мы думаем привлечь бизнесменов к реализации этой программы. Уверен, есть люди, которые захотят взять замки в концессию на 50 лет (о приватизации речь не идет), провести реконструкцию, создать туристическую инфраструктуру. На территории замков можно проводить фестивали и другие культурные мероприятия.

— Предприниматели проявляют заинтересованность?

— Если честно, за 100 дней не было ни одного предложения дать деньги на проекты. Все только приходят просить деньги из бюджета.

— А что Министерство собирается делать, чтобы все же заинтересовать деловых людей такими проектами?

— В разработанном законопроекте о меценатстве были оговорены льготы для меценатов, но законопроект не прошел даже первого чтения. Верховная Рада почему-то считает его ненужным. Очень жаль, потому что меценатство — в традициях украинского народа. Многие известные музеи — в Киеве, Львове, Одессе, Харькове, Житомире — были созданы на основе частных коллекций...

— Вы планируете инициировать проект, предусматривающий налоговые льготы для меценатов?

— Да, конечно. Этот вопрос у нас в числе первоочередных. Мы будем предлагать американскую систему: если предприятие вносит определенную сумму на развитие музеев, театров и пр., то на такую же сумму уменьшается налог на прибыль. Я думаю, такая система для нас подходит. Каждый музей в США финансируется из трех источников — бюджета, доходов от собственной деятельности и средств меценатов. Кстати, в США нет министерства культуры. Зато весь мир борется с их культурой (смеется).

— Как Министерство собирается решать вопрос с охраной памятников культуры?

— Это сложный вопрос. Я не могу вспомнить ни одного громкого уголовного дела, в результате которого хотя бы один из "черных" археологов или вандалов, которые разрушают памятники, был наказан. Ко мне часто обращаются с предложением создать отдельный государственный орган по охране культурного наследия, который серьезно будет заниматься этими вопросами. Сейчас идет улучшение законодательства, мы вносим изменения. Но на самом деле законы у нас не такие плохие, просто нужен контроль за их выполнением, нужно финансирование. Если у нас не хватает людей для охраны памятников, то, конечно, в такой стране, где цветные металлы стоят дорого, а моральные устои расшатаны, мы не сможем защитить ни мемориалы, ни могилы, ни музейные коллекции. Очень часто из музеев, которые не очень старательно охраняются, крадут шедевры. Когда есть спрос на предметы искусства, то будут происходить такие вещи. Это неизбежно.

— Какие реформы вы собираетесь провести в ближайшее время?

— Я думаю, что нам прежде всего нужно создать полноценную Госслужбу кинематографии. Пока нет ни штата, ни руководителя, ни положения об этой структуре. Но мы над этим работаем. Нужно завершить оформление Государственной службы туризма и курортов. Много работы. Кстати, мы должны заниматься даже такими экзотическими видами деятельности, как популяризация гуманной политики обращения с животными. Не надо смеяться, кто видел, как обращались с животными в советских колхозах (да и теперь бездомных собак и кошек в Украине больше, чем во всей Европе), тот понимает, о чем идет речь.

— Я не смеюсь. Хочу еще спросить, как Министерство может помочь национальным издателям, которые безуспешно пытаются конкурировать с российскими?

— Издательское дело, на самом деле, — не наша отрасль. У нас есть только определенная программа по поддержке отечественных культурологических изданий (антологии музейных собраний, ноты, литература по туризму и пр.). В декабре прошлого года нам удалось добиться финансирования издания культурных альбомов, нотных сборников и пр.

— Вам известно, что решение Минкульттуризма о дубляже на украинском

языке фильмов, идущих в кинотеатрах, вызвало недовольство прокатчиков?

— Почему? Что в этом плохого? В Украине государственный язык украинский. В России — русский. Почему в России фильмы идут на русском языке, а не на английском или китайском? И почему у нас должно быть по-другому?

— Прокатчики утверждают, что процесс дубляжа может затянуться, и в итоге фильмы будут выходить с большим опозданием...

— Поэтому мы и приняли решение, что только 20% фильмов должны дублироваться. Все будет происходить постепенно. Я думаю, особых проблем с этим не будет.

— А правда, что вы, будучи в Париже, посетили вместе с Президентом могилу Петлюры?

— Да, это правда.

— Почему? Чем вас привлекает личность Петлюры?

— Петлюра — национальный герой Украины, писатель, журналист. Ваш, кстати, коллега.

— А слухи о еврейских погромах, к которым он якобы причастен, не смущают?

— Эти слухи не имеют под собой оснований. Я специально занимался этим вопросом. У меня был период, когда я не работал, писал статьи в газету "Факты". У меня там вышел материал о Петлюре. Кстати, Владимир Жаботинский, один из идеологов сионизма, также утверждал, что Петлюра не причастен к погромам. Это был период, когда страной никто не управлял. С таким же успехом в погромах можно обвинить большевиков, деникинцев и даже Николая II. Нет ни одного документа, подтверждающего, что Петлюра отдавал приказы об уничтожении евреев. Наоборот, есть документы о том, что он приговаривал к смерти участников таких погромов.

— Есть ли у вас ощущение, что после выборов в Верховную Раду вы будете и дальше возглавлять Министерство?

— Не знаю. Вопрос очень интересный. Но, я скажу, для меня важно не столько удержаться на посту, сколько максимально успеть реализовать задуманное. Когда-то была такая фраза — "девичий век короток", по-моему, уже пора эту фразу применять и к министрам в Украине (смеется). Но это неважно. Важно успеть провести реформу в отрасли.

Цитатник "Нова влада"
| Догори Початок | Відставники | Особисте | Оціночні судження